вторник, 17 апреля 2012 г.

Разводка мостов на Большой Невке


Помимо общеизвестных разводных мостов на Большой и Малой Неве, разводку которых можно наблюдать во время навигации почти каждую ночь, в Петербурге есть ряд разводных мостов, разводка которых представляет для меня загадку. Это разводные мосты на Большой, Малой и Средней Невках. Когда-то все мосты на Невках были разводными. В конструкциях мостов были предусмотрены разводные пролёты и механизмы. Однако, для чего эти мосты разводились, какие суда и зачем под ними проходили, для меня остаётся непонятным.

Использовать эти разводные мосты для сквозного прохода судов из верховий Невы в Финский залив, наверное, не имело смысла, так как это можно было сделать по Большой или Малой Неве. Можно предположить, что суда, проходившие под этими мостами направлялись к неким пунктам назначения на самих Невках. Однако, никаких причалов или портовых сооружений, которые могли бы быть целевым пунктом назначения для судоходства я там не видел, кроме разве что пристани у завода "Вулкан", который теперь ликвидирован.

На основании личных наблюдений могу сказать, что как минимум с конца 1980-х годов разводка мостов, расположенных ниже Кантемировского моста была прекращена. Ещё в конце 1980-х годов на Ушаковском, Каменноостровском, Большом Крестовском и Лазаревском мостах на разводных пролётах были уложены сплошные трамвайные рельсы и натянуты сплошные трамвайные и троллейбусные провода. Разводка этих мостов была невозможна. Любопытно, что ещё в 1990-е годы в различных справочных изданиях продолжали публиковать график разводки этих мостов, несмотря на то, разводка уже тогда была невозможной.

Вопрос по поводу возможности разводки Большого Петровского, 1-го, 2-го и 3-го Еланина мостов для меня оставался открытым, так как на этих мостах не было такого явного показателя невозможности разводки, как трамвайные рельсы и провода.

Что за суда, куда и зачем проходили когда-то под этими разводными мостами для меня так и осталось загадкой, равно как и то, почему в какой-то момент эти мосты перестали разводиться.

Уже в 21-м веке Большой Петровский, Лазаревский и 3-й Елагин мосты были полностью перестроены. В конструкции новых мостов разводные пролёты не предусмотрены, что навсегда поставило точку в вопросе о возможности разводки этих мостов.

Однако, на Большой Невке по сей день сохранились три моста, которые по прежнему числятся в списке разводных. Это три ближайших к истоку Большой Невки моста: Сампсониевский, Гренадерский и Кантемировский. Разводные механизмы этих мостов по сей день поддерживаются в рабочем состоянии. Трамвайные рельсы, трамвайные и троллейбусные провода на этих мостах по-прежнему оборудованы стыками, позволяющими разводить мосты. Однако, почему именно эти три моста из всех мостов на Большой, Малой и Средней Невках сохранили возможность разводки, для меня так же остаётся загадкой.

Верхний участок Большой Невки от истока до разветвления Большой и Малой Невок фактически представляет собой тупиковое ответвление от Большой Невы, так как прохождение судов с высокими надстройками дальше вниз по течению Большой или Малой Невки невозможно из-за невозможности разводки Ушаковского и Каменноостровского мостов. Всё это говорит о том, что целевой пункт назначения для судоходства под Сампсониевским, Гренадерским и Кантемировским мостами должен находиться где-то в пространстве между Кантемировским, Ушаковским и Каменноостровским мостами. Однако, никаких причалов или портовых сооружений там нет. Для чего может понадобится прохождение судов под этими тремя мостами остаётся непонятным. И суда под ними, действительно, не ходят. Во всяком случае, достоверных сведений о проходе каких-либо судов под разводными пролётами этих мостов мне раздобыть не удалось.

В расписании разводки мостов на официальном сайте ГБУ "Волго-Балт" указано, что Сампсониевский, Гренадерский и Кантемировский мосты разводятся с 1-30 до 4-30 по предварительным заявкам за двое суток. Однако, кто и когда последний раз подавал заявки на разводку этих мостов, и подавал ли вообще, для меня остаётся неизвестным. Во всяком случае, обычно по ночам эти мосты остаются неразведёнными.

И только раз в год в начале апреля перед открытием навигации ГУП "Мостотрест" проводит пробную разводку этих мостов, чтобы проверить состояние разводных механизмов, на тот случай, если эти мосты всё же потребуется развести.

В 2010-м и 2012-м годах мне довелось понаблюдать за пробной разводкой этих таинственных мостов на Большой Невке.

Первый раз я наблюдал пробную разводку этих мостов в апреле 2010 года.

9 апреля 2010 года состоялась пробная разводка Сампсониевкого моста. В период с 1-30 до 2-50 ночи мост разводили и сводили несколько раз, поднимали и опускали крылья разводного пролёта, опробуя разводные механизмы.


14 апреля 2010 года состоялась пробная разводка Гренадерского моста. У Гренадерского моста пробная разводка выглядела прощё. Мост просто один раз развели и свели в период с 1-30 до 2-20 ночи.


18 апреля 2010 года согласно графику пробных разводок должны были разводить Кантемировский мост. Однако, разводка моста не состоялась. Мост оставался всю ночь в неразведённом положении.


В апреле 2012 года я вновь наблюдал пробную разводку мостов на Большой Невке.

6 апреля 2012 года состоялась пробная разводка Сампсониевкого моста. Однако, полностью мост так и не развели. Крылья разводного пролёта лишь чуть-чуть приподняли в период с 1-50 до 2-10 ночи. Мостовики в течение некоторого времени осматривали с фонариками стык крыльев разводного пролёта, после чего мост свели, так полностью и не разведя.


11 апреля 2012 года состоялась пробная разводка Гренадерского моста. Пробная разводка Гренадерского моста в 2012 году ничем принципиально не отличалась от разводки в 2010-м году. Мост просто развели и свели в период с 1-30 до 2-30 ночи. Во время разводки на разводном пролёте порвались троллейбусные провода, и после наводки моста рабочие занялись их ремонтом.


13 апреля 2012 года согласно графику пробных разводок должны были разводить Кантемировский мост. Однако, как и в 2010-м году разводка не состоялась. Правда, если в 2010-м году на мосту вовсе не наблюдалось никакого движения, то в 2012-м году мост перекрыли на два с половиной часа с 1-30 до 4 часов ночи. На мосту возились рабочие, летели искры толи сварки, толи газорезки, но мост так и не развели.


На следующий день в средствах массовой информации сообщили, что мост не смогли развести, так как за прошедший год во время ремонта стыки разводного пролёта намертво заварили и заасфальтировали. Будет ли возможна разводка этого моста в дальнейшем, осталось непонятным.

Таким образом, можно сказать, что по состоянию на 2010-2012 годы разводка Сампсониевского и Гренадерского мостов остаётся технически возможной. По-поводу разводки Кантемировского моста вопрос остаётся неясным.

Правда, неясным остаётся главный вопрос: для чего это нужно?

Все фотографии пробных разводок мостов на Большой Невке можно увидеть в моей фотогалерее:






4 комментария:

  1. Вот знал, что не один я этим вопросом мучаюсь :) Спасибо огромное. Если получится выяснить график пробной разводки на следующий год, то обязательно попробую поснимать. Если вдруг вы накопали ещё информации по теме, поделитесь пожалуйста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Весной 2013 года мне удалось сфотографировать и разводку Кантемровского моста. Фотографии, правда, пока ещё не публиковал.

      Удалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. думаю, стратегический атавизм, доступ к заводам на берегу... и для плавкранов - на случай ремонта тех же мостов или подъема судов. Причал не проблема.

    ОтветитьУдалить